
...Единственный путь, ведущий к знанию,
- это деятельность…
Бернард Шоу
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Общее обоазование имеет три ступени:
- Начальное общее образование (1-4 кл.)
- Основное общее образование (5-9 кл.)
- Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.)
В настоящее время разработаны и утверждены два стандарта:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная образовательная программа образовательного учреждения.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 . Введен в действие с 1 февраля 2011года.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) опубликован для обсуждения на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации и сайте Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый ФГОС НОО.
Отличительной особенностью нового ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся".
Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения ФГОС второго поколения (ФГОС-2).
Одним из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС-2 в начальной школе является разработанная и утвержденная основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения.
В связи с этим авторы-разработчики и издательства, выпускающие наиболее известные УМК, публикуют на своих сайтах примерные основные образовательные программы образовательных учреждений, работающего по соответствующей системе учебников или УМК.
В Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.) введены разделы "Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования" и "Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования". Все учебники для начальной школы, вошедшие в этот перечень, успешно прошли экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
В связи с переходом образовательных учреждений на новый стандарт издательство "Просвещение" выпускает серию "Стандарты второго поколения". Серия была основана в 2008 г. Цель выпуска книг серии - обеспечение образовательных учреждений нормативными и методическими пособиями, которые помогут руководителям образовательных учреждений, учителям и методистам успешно перейти на новый стандарт общего образования.
Книги серии "Стандарты второго поколения" условно можно разделить на несколько групп:
- непосредственно сами стандарты для каждой ступени (начального, основного, среднего (полного)) общего образования;
- книги, которые условно можно назвать основополагающими, т. е. это издания, на которые опирается ФГОС-2;
- книги, раскрывающие и конкретизирующие основные требования нового образовательного стандарта:
Издательство "Просвещение" выпустило также серию "Работаем по новым стандартам". Задача этой новой серии - обеспечить руководителей общеобразовательных учреждений, учителей и школьных психологов практическими пособиями по реализации ФГОС общего образования. Книги серии окажут педагогическим работникам помощь в создании основной образовательной программы образовательного учреждения, формировании читательской компетентности, универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, исследовательских умений младших школьников. Книги также дадут рекомендации по оценке планируемых результатов и духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы.
По материалам сайтов: http://standart.edu , http://mon.gov.ru , http://www.prosv.ru
Основная образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программма среднего общего образования
Об изменении приказа ФГОС НОО
Об утверждении образовательных программ